Особенности крепления вагонки в бане
Содержание:
Монтаж вагонки
Выше мы уже отметили, что вагоночные доски можно крепить на стене как горизонтально, так и вертикально. У каждого варианта есть свои нюансы, обусловленные спецификой использования в том или ином помещении.
Вертикальное расположение
- зрительно увеличивает высоту помещения;
- раздвигает верхнюю и нижнюю его границы;
- рекомендуется к использованию в банных помещениях, так как способствует оптимальной циркуляции воздуха.
Способ фиксации: финишные гвозди, кляймеры, декоративные шурупы. Нюансы монтажа:
- начинать фиксацию следует с угла;
- после того, как доска выравнивается по уровню, она прибивается гвоздями, а шляпка откусывается бокорезом, если же используются кляймеры, то их прибивают к каркасу, а второй частью в паз доски;
- закрепляя вагонку на стене, проверяйте через каждые 5-10 досок, соблюдается ли ровность, для этого идеально подходит шнуровой отвес;
- последняя вагонка подгоняется под нужный размер при помощи ножовки.
Горизонтальное расположение
- увеличивает помещение в ширину;
- подходит для высоких помещений;
- подчеркивает визуальный объем комнаты.
Способ фиксации: финишные гвозди, кляймеры, саморезы. Нюансы монтажа:
- начинать фиксацию следует от потолка и постепенно спускаться вниз;
- через каждые десять досок проверяйте ровность посадки;
- последняя доска обрезается до нужных размеров при помощи ножовки по дереву;
- все фрагменты подбиваются вплотную друг к другу молотком;
- стык между стеной и полом можно закрыть красивым плинтусом.
Содержательное видео, посвященному особенностям монтажа вагонки:
https://youtube.com/watch?v=cQIXzEroi_k
Особенности
Помещения, отделанные деревянными материалами, смотрятся невероятно уютно и гостеприимно. Именно поэтому многие покупатели останавливают свой выбор на подобных вариантах оформления.
Для такого привлекательного исполнения можно использовать самые разные покрытия, от специальных деревянных панелей до ламината под дерево. Однако одними из самых популярных и востребованных признаны разные виды вагонки. Данный материал не является редкостью – его легко найти в специализированных магазинах.
Качественную вагонку из дерева отличает внушительный срок службы. По заявлениям производителей, такая продукция может беспроблемно служить от 15-20 лет, не теряя при этом первозданного внешнего вида.
Долговечность вагонки во многом зависит и от правильного ухода со стороны хозяев жилища. Подобные покрытия следует время от времени обрабатывать специальными антисептическими составами. Они необходимы, чтобы защитить природный материал от появления грибка или плесени. Ни для кого не секрет, что древесина является излюбленным «блюдом» различных насекомых, но с использованием особых пропиток о таких проблемах можно забыть.
Как правило, вагонка обрабатывается подобными средствами еще на этапе своего изготовления. Однако с течением времени за материалом все равно понадобится самостоятельный уход. К счастью, в магазинах продается множество подходящих средств и лаков, которые обеспечат вагонке прекрасную защиту от негативных внешних факторов.
Обработка поверхности вагонки
Внутри помещения вагонку можно оставить в первоначальном виде, поскольку она не подвержена экстремальным изменением погодных условий и имеет красивый древесный рисунок. Но если в помещении бывают частые перепады температуры и влажности, например как в кухонных комнатах, ванных, особенно на балконах, саунах и банях, то в таких случаях защитную обработку поверхности вагонки выполнять обязательно. Иначе поверхность дерева посинеет, станет темно-серой
Обрабатывать и красить вагонку можно ка до монтажа таки после монтажа. Однако, целесообразно осуществлять покраску новой вагонки до монтажа. Потому что, как и любой пиломатериал, вагонка имеет небольшой процент усадки. В результате усадки, на стыках замковых соединений проявятся не прокрашенные участки в виде более светлых полос, которые не было видно до усадки. В таком случае необходимо будет дополнительно прокрашивать поверхность вагонки.
Поверхность вагонки можно покрывать разными типами лакокрасочных материалов. Для этого нужно определится, для чего Вам необходимо обрабатывать поверхность. Если вагонка смонтирована на улице и подвержена прямому воздействию ультрафиолетовых лучей, осадков, резким перепадам температуры, то тут необходимо выбирать максимально защищающие материалы, покрывающие вагонку плотной пленкой. К таким защитным составам относятся всевозможные антисептики от грибка и насекомых, составы повышающие пожаростойкость древесины. После обработки антисептиками, вагонку на улице покрывают одним из видов красок на акриловой, на масляной или латексной основе. Вагонку которая будет монтироваться на улице рекомендуется обрабатывать антисептиками с двух сторон, обрезные торцы, также необходимо хорошо обрабатывать.
Для покраски вагонки в помещении, выбирают составы, не создающие плотную пленку на поверхности материала, которые максимально сохраняют красивую древесную текстуру, придавая ей специфически оттенок. Составы для внутренней покраски сохраняют дышащую способность дерева и при этом создают защитный слой от влажности, препятствуют накоплению пыли, защищают от насекомых, сохраняют текстуру и цвет. К таким материалам относятся: составы на основе воска, масляные составы для древесины, разные виды морилки и лаков для дерева. В помещении вагонку можно обрабатывать только с одной лицевой стороны.
Таким образом, что бы выбрать материал для обработки поверхности вагонки, необходимо исходить из технических характеристик помещения и собственных вкусовых предпочтений. Универсальной рекомендации к покраске вагонки нет.
Полностью смонтировав вагонку и обработав ее поверхность, заключительным этапом является закрытия ее торцевых частей на потолке и у пола плинтусами, а так же сматривать декоративный уголок в углу стен, если этого требует эстетика.
Рассмотрев все этапы самостоятельного монтажа вагонки, можно сделать вывод, что с этим процессом справится практически любой человек. Это не требует многолетнего опыта и большой физической силы. Кладка вагонки процесс довольно увлекательный и интересный. А работа с натуральным деревом всегда приносит только удовольствие.
Особенности утепления стен под вагонку
Технология утепления стен теплоизоляционным материалом предусматривает использование в обрешетке брусьев с толщиной не менее 5 см.
Такой способ работы сможет обеспечить пространственную зону для укладки утеплителя.
В качестве теплоизоляции используют минеральную вату. Рулонный материал нарезают на куски и вкладывают в обрешетку.
При необходимости закрепляют минеральную вату клеем или монтажными крепежами. Пустоты между сегментами теплоизоляционного слоя заполняют монтажной пеной.
Исключить образование конденсата, в процессе эксплуатации помещения, позволит слой гидроизоляции.
Его накладывают поверх утеплителя, шершавой фактурой вовнутрь.
К чему лучше крепить вагонку
Если стена идеально ровная, и в нее легко входит крепеж, вагонку можно укреплять прямо на ней.
Поскольку ровные стены встречаются редко, то чаще всего под вагонку сооружают каркас (обрешетку). Для этого нужно взять брусья 60×27 или 50×25 мм, при помощи дюбелей или гвоздей набить их на стену в направлении, строго перпендикулярном направлению вагонки. Оптимальный шаг между брусьями — 40-50 см, а для фигурной укладки евровагонки — 10-20 см. Как крепить евровагонку к обрешетке, показано и рассказано выше.
https://youtube.com/watch?v=cQIXzEroi_k
Считается, что допустимы все способы крепления, однако нужно учитывать:
- Если в дальнейшем планируется демонтаж вагонки без нарушения ее внешнего вида, то крепить ее лучше кляммерами (кляймерами).
- В банях и прочих влажных помещениях лучше использовать саморезы.
- Гвозди и шурупы лучше использовать в постройках, внешний вид которых не имеет значения.
- Максимально быстрый монтаж евровагонки обеспечивает степлер.
Не забудьте перед началом монтажных работ удалить пыль со всех сторон вагонки, а после окончания монтажа покрыть ее лаком.
Советы и рекомендации
Если вы решили своими руками обшить стены в доме вагонкой, то вам следует придерживаться некоторых несложных рекомендаций:
- В процессе монтажа следите за тем, чтобы между ламелями не оставались некрасивые щели. Избежать этих дефектов можно, если постоянно следить за уровнем укладки материала.
- В подсчетах необходимого количества материала не забывайте о таких элементах, как двери и окна. Вокруг них нужно выстраивать каркас. Откосы из вагонки также можно соорудить своими руками. Главное, придерживаться правильных размерных параметров.
- Если вы хотите освежить обстановку, то вам нужно своими руками сформировать различные геометрические образы на перекрытиях. Для этого нужно придерживаться сразу нескольких вариантов раскладки ламелей.
- Зимой класть вагонку на стены не рекомендуется. Подобные работы лучше отложить до лета или весны, чтобы материал не подвергся деформации.
- Если для отделки вы выбрали вагонку, которая имеет форму оцилиндрованного бревна, то вам следует устанавливать ее пазом вверх. Это необходимо, чтобы скрыть стыковку отдельных деталей.
- Многие пользователи уверены, что монтировать вагонку можно только на металлический профиль. Конечно, подобные конструкции использовать можно, но они больше подойдут для тех случаев, когда перекрытия в помещении имеют слишком сильные неровности и перепады.
- Оригинально смотрится диагональная обивка стен вагонкой. Ее следует производить на каркас, в котором стойки расположены на более близком расстоянии друг к другу.
После монтажа вагонке потребуется регулярный уход. Для этого понадобится грунтовка по дереву, антисептические составы, биомасло, алкидный лак, антипирин, образующий огнеупорный слой и другие подобные вещества
По словам специалистов, обработку вагонки обязательно следует произвести до ее непосредственного монтажа.
При выборе подходящего материала обращайте внимание на его класс, так как одними ламелями рекомендуется обшивать жилые помещения, а другими – хозяйственные постройки. Конечно, для внутренней облицовки лучше всего использовать самые качественные материалы класса «экстра».
Заранее запаситесь всеми необходимыми инструментами
Саморезы стоит вкручивать шурпуповертом, так как это займет минимум времени. Однако не забывайте об аккуратности. Работайте бережно, чтобы не повредить отделочный материал.
- На участках с повышенной влажностью обшивку следует укладывать так, чтобы ламели не входили в пазы до упора. Благодаря такому приему материал не будет подвергаться деформации.
- Не бейте по пазам молотком. Это может привести к серьезной порче материала.
О способе крепления деревянной вагонки на разные виды кляймеров рассказывается в видео.
Крепление вагонки без обрешетки. Как крепить вагонку своими руками: пошаговая инструкция
Крепление вагонки производится либо непосредственно на стену, либо на обрешётку. Во втором случае создаётся необходимый вентиляционный зазор, через который уходит лишняя влага.
С помощью кляймеров
Кляймер — это металлическая клипса, предназначенная для невидимого крепления вагонки и плит МДФ. Она представляет собой оцинкованную пластину с отогнутым язычком, который вставляется в паз.
Кляймер необходим для крепления вагонки без щелей
На пластине есть отверстия для крепления к обрешётке. Для тяжёлых видов вагонки используется особый вид кляймеров.
Кляймер для тяжелых досок немного отличается от обычного
Вся работа по креплению вагонки с использованием кляймера состоит из нескольких этапов:
- Сначала в самом низу обрешётки с помощью гвоздей или саморезов крепится первая панель вагонки. Делать это надо аккуратно, выравнивая её положение с помощью молотка, причём удары наносятся через брусок (можно через кусок оставшейся вагонки).
Главное правильно вставить кляймер в паз
- Когда первая панель закреплена, то сверху за неё заводится кляймер, язычок которого входит в паз, а сам он через отверстия в пластине фиксируется на обрешётке с помощью гвоздей, скоб степлера или шурупов. Количество кляймеров на панели зависит от её длины и от размера язычка.
Крепление кляймера должно быть надежным
- Каждая следующая панель закрепляется только кляймерами описанным способом.
Каждую последующую плашку нужно тщательно крепить кляймером
Использование гвоздей и шурупов
Гвозди или шурупы без кляймеров тоже используются при монтаже вагонки. Крепление шурупов проходит в следующей последовательности:
- Через вагонку в обрешётку (на некотором расстоянии от замка) сверлится отверстие, диаметр которого вполовину меньше диаметра шурупа.
- Затем с помощью шуруповёрта в каждое отверстие ввинчивается саморез, причём так, чтобы он утонул в дереве.
- Оставшаяся выемка маскируется штифтом из дерева, который потом шлифуется, чтобы слиться с вагонкой.
Гвозди часто повреждает вагонку, вынуждая выбраковывать панели. От этого способа лучше отказаться, если нет навыка работы. Или предварительно рассверлить отверстие под гвоздь (как для шурупа).
Шуруп при креплении вагонки должен в ней утопать
Крепление с помощью гвозди проходит в следующей последовательности:
- Гвоздь вставляется остриём в паз, аккуратно пробивает при этом панель, после чего его продвигают дальше в обрешётку.
- Чтобы он не мешал монтажу следующей панели, гвоздь утапливать с помощью добойника.
Гвоздь в вагонку должен заходить под углом
С помощью сквозных отверстий
Это наименее эстетичная разновидность крепления шурупами, потому что головки видны на поверхности дерева. Ничем не отличается от описанного выше способа, кроме того, что утапливать и маскировать штифтом головку не приходится.
При креплении вагонки с помощью сквозных отверстий головка шурупа будет видна
Через отверстия в шпунте
Вагонка старого образца может крепиться шурупами другим способом, но при этом нужно обращать внимание на конструкцию шпунта:
- Сверлится отверстие под шуруп, но на этот раз оно находится у основания шипа.
- Затем ввинчивается сам шуруп. Штифт не нужен, потому что место крепления закрывается пазом следующей панели.
При креплении вагонки через шпунт шуруп будет не видет
Самый быстрый способ крепления. Скоба должна уйти под углом в паз.
Скоба должна входить в пал под углом
Так она не будет препятствовать установке следующей панели. Поэтому нужно следить за тем, чтобы они были утоплены в дереве.
Крепление при помощи саморезов
Обычную (не евровагонку) часто крепили шурупами, руководствуясь следующим алгоритмом.
Крепление вагонки саморезом.
- В каждой панели просверливали отверстие под шуруп.
- Зенковали потайное отверстие, предназначенное для шляпки.
- Шуруп при помощи шуруповерта до отказа вгоняли в каркасную рейку.
Первая сложность состояла в подгоне шляпки шурупа заподлицо с вагонкой. Вторая — в риске расколоть дощечку. Шуруп должен был ювелирно входить в предназначенное ему место. В противном случае он мешал присоединению следующего элемента. Сегодня, когда появилась евровагонка (у нее пазы и шипы больше, чем у старой конфигурации), такой способ крепления несколько упростился.
- В каждой деревянной панели просверливают аккуратные отверстия, глубина которых равняется половине длины выбранного для этой цели самореза. Конечно, саморез можно попытаться вкрутить и без предварительного подготовленного отверстия. Опыт показывает, что количество испорченных (треснутых) дощечек резко возрастает.
- При помощи шуруповерта саморез полностью утапливают в древесине.
- Отверстия заглушают штифтами и шлифуют заподлицо.
Такая методика крепления вагонки тоже оставляет риск повреждения панелей и занимает много времени. Нужно иметь большой опыт, чтобы правильно и точно загонять гвозди, шурупы, саморезы в нужное место вагонки или евровагонки. А еще требуется определенная физическая сила.